РЗС подготовил концепцию развития зернового рынка РФ
8 апреля 2010 года
Российский зерновой союз (РЗС) подготовил и направил в органы государственной власти Концепцию развития зернового рынка РФ на среднесрочную перспективу (10-15 лет), которая предполагает проведения залоговых операций с зерном в объеме 15-30 миллионов тонн в зависимости от конъюнктуры рынка и потребности производителей в кредитных ресурсах, а также создание мощностей для глубокой переработки 15-20 миллионов тонн зерна в год, следует из концепции, текст которой имеется в распоряжении РИА Новости.
Эти параметры являются целевыми индикаторами состояния производства и рынка зерна России на среднесрочную перспективу.
ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ
При этом предполагается, что среднегодовой валовой сбор зерна в РФ должен составлять 145-155 миллионов тонн при урожайности зерновых (без кукурузы) не менее 30 центнеров с гектара. Посевные площади под зерновые культуры должны составить не менее 50 миллионов гектаров, а доля посевных площадей, на которых продукция производится по инновационным ресурсосберегающим технологиям - не менее 75%.
Реализация зерна хозяйствами всех категорий не должна быть менее 75% от валового производства. Экспорт зерна необходим в объеме 40-60 миллионов тонн в год. Экспорт муки и других продуктов переработки зерна (в пересчете на зерно) должен составлять не менее 4 миллионов тонн в год.
Основными условиями достижения прогнозируемых показателей рынка зерна и продуктов его переработки являются, как говорится в Концепции: формирование инвестиционной платформы агропродовольственного сектора в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы; завершение формирования законодательной и нормативной правовой базы функционирования рынка зерна, включая принятие базовых для зернового рынка технических регламентов; создание условий для ускоренного перехода к современным технологиям производства и переработки зерна, внедрению достижений биотехнологии, введению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель и повышению урожайности зерновых культур; формирование субрегиональных производственных кластеров по производству зерна и продуктов его переработки.
Также необходима реализация системы мер по повышению ликвидности зерна и продуктов его переработки на внутреннем и внешнем рынках; опережающее развитие рыночной инфраструктуры, в том числе на принципах государственно-частного партнерства; оптимизация межотраслевых экономических отношений и тарифов на услуги естественных монополий, снижение уровня административных и технических барьеров на рынке зерна и продуктов его переработки.
Вместе с этим нужна поддержка внутреннего потребления, обеспечение паритетных условий доступа отечественных агропродовольственных товаров на внешние рынки аналогичные уровню доступа импортного продовольствия на российский рынок.
КВОТЫ НА ИМПОРТ И ЗОНТИЧНЫЕ БРЕНДЫ
В частности, в рамках таможенно-тарифного регулирования предлагается ужесточение режима квотирования импорта продукции животноводства - сокращение объемов квот на импорт свинины, говядины и мяса птицы, распространение квотирования на другие виды мяса и мясопродуктов, квотирование импорта молочной продукции, продуктов глубокой переработки зерна. РЗС считает необходимым отменить действующие при импорте ввозные таможенные пошлины на белковые компоненты комбикормов, витамины и добавки, объемы внутреннего производства которых не достаточны для производства современных типов полнорационных кормов. Одновременно могут быть увеличены ввозные таможенные пошлины на готовые комбикорма, что стимулирует процессы импортозамещения.
А отмена вывозных таможенных пошлин на все виды агропродовольственной продукции, включая семена масличных, позволит расширить каналы реализации продукции, сформирует конкурентную среду на внутреннем рынке и обеспечит рост доходов сельхозпроизводителей. Также предлагается снижение, вплоть до полной отмены ввозных таможенных пошлин на современное высокотехнологичное оборудование для производства и переработки зерна.
Что касается поддержки экспорта, то РЗС, в частности, предлагает переход на заявительный характер возмещения экспортного НДС (реальные сроки возмещения экспортного НДС достигают 6-12 месяцев, вместо декларированных государством трех месяцев, говорится в Концепции), а также субсидирование экспорта зерна и продуктов его переработки.
Также РЗС считает необходимым активизировать продвижение российской агропродукции на внешние рынки торгпредствами и системой МИДа, а также создание и продвижение "зонтичных" брендов, предоставление странам-покупателям связанных кредитов на закупку зерна и других продуктов его переработки.
Данная Концепция, как поясняется в самом документе, объединяет взгляды участников аграрного бизнеса на цели, основные направления и механизмы государственной политики по регулированию аграрного сектора экономики РФ и рынка зерна, взаимодействию государства с бизнес-сообществом.