Отказ КНДР от всех ядерных программ невозможен, России нужен новый курс в Корее - эксперты
30 марта 2010 года
Российские эксперты считают невозможным полный отказ Северной Кореи от ядерных программ и настаивают на выработке новой внешнеполитической линии в отношении Корейского полуострова. Эта тема открыла во вторник в Москве ежегодную научную конференцию корееведов России и стран СНГ в Институте Дальнего Востока РАН.
Обмен мнениями ученых проходил на фоне простоя в шестисторонних переговорах о ядерном разоружении Пхеньяна, которые с 2003 года вели дипломаты России, США, Китая, КНДР, Республики Корея и Японии.
"При сохранении нынешних правил игры добровольной денуклеаризации КНДР ожидать не приходится", - заявил на конференции директор корейских программ Института экономики РАН Георгий Толорая.
По его словам, полный отказ КНДР от национальных ядерных программ "в принципе невозможен, поскольку лишение страны права на мирные разработки противоречит принципам Договора о нераспространении" ядерного оружия. Тем более, что людской и технологический потенциал позволит Пхеньяну возобновить ядерные разработки в любое время в будущем.
"Шестерке" по Корее не только не удалось добиться изначальной цели - "денуклеаризации" полуострова, но и сдержать КНДР в осуществлении ее ядерного курса. Во время пробуксовок переговоров, которые проходили в Пекине, Северная Корея создала ядерное оружие и испытала его в 2006 и 2009 годах, запустив при этом многоступенчатую ракету, потенциально способную нести атомный заряд.
"Полная ликвидация уже имеющегося ядерного потенциала КНДР не является для нас абсолютным приоритетом, по отношению к которому все остальные цели носили бы подчиненный характер, как это декларируют США, Южная Корея и Япония", - считает Толорая.
Необходимо, сказал он, отдавать себе отчет в том, что "если это произойдет без создания прочной системы коллективной безопасности в регионе, военные риски могут даже увеличиться".
В рамках шестисторонних переговоров по инициативе российской делегации была образована одна из рабочих групп по созданию в Северо-Восточной Азии механизма обеспечения мира и безопасности для выработки единых норм поведения всех стран региона.
Толорая призвал не повторять ошибок 1990-х годов, когда ,"абсолютизируя интересы ядерного нераспространения, в том числе в качестве козыря в отношениях с США, мы оказались оттертыми от корейского урегулирования в целом".
"Только самостоятельность наших позиций и отказ от блокирования как с США, Южной Кореей, Японией, так и с Китаем позволят сохранить нашу ценность для партнеров", - подчеркнул Толорая.
Как отметил заведующий Отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов, линия в отношении КНДР и корейских дел в целом выстраивается под влиянием глобальных приоритетов, где доминирующей остается задача расширения сферы российского взаимодействия и взаимопонимания с Вашингтоном (особенно под влиянием так называемой "перезагрузки"), - за счет включения в "перезагрузку" корейской темы.
"Неудивительно, что при подобном раскладе возможности установления доверительных отношений между Москвой и Пхеньяном практически отсутствуют, а реальные шансы России выступать в качестве самостоятельного игрока, способного оказывать реальное влияние на развитие ситуации вокруг корейских дел, приближаются к нулю", - сказал Воронцов.
По его словам, теперь "назрела необходимость переломить эту неблагоприятную тенденцию".
Руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин полагает, что России необходимо стоять в Корее "на двух ногах", поддерживая дружественные отношения с обоими корейскими государствами.
"Россия ничего не потеряет от неучастия в переговорном процессе, сроки которого неопределенны, а результаты непредсказуемы и, по всей вероятности, не устроят ни одну из участвующих в нем сторон", - сказал Жебин.
"К России рано или поздно обратятся. И это произойдет тем раньше, чем быстрее она окрепнет в экономическом, политическом и военном отношениях, в особенности, на Дальнем Востоке и станет проводить внятную и, что немаловажно, самостоятельную линию в корейских делах", - подчеркнул эксперт.
В то же время, полагает он, России в этом случае не следует обольщаться и переоценивать свою возможную роль в корейском урегулировании.
"Там присутствуют более мощные и, что немаловажно, более заинтересованные игроки", - заключил Жебин.