Датчики поведения и "электроносы" могут обеспечить безопасность метро - СМИ
31 марта 2010 года

Российские ученые создали несколько "умных" устройств, которые могли бы обеспечивать безопасность в метрополитене, в том числе детекторы поведения и так называемые электронные "носы", пишет в среду газета "Московский комсомолец".

Проблема безопасности в метрополитене вновь стала особенно острой после трагедии 29 марта. Два взрыва на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии метро прогремели утром в понедельник. По последним данным МЧС, погибли 39 человек, 95 человек пострадали. Возбуждено уголовное дело по статье "теракт".

"Для начала в метрополитене надо наладить правильную систему видеонаблюдения. Те отдельные видеозаписи, которыми сейчас пользуются в метро, - прошлый век. Нам нужна слаженная цифровая запись, которая в режиме реального времени поступала бы на единый пульт наблюдения", - приводятся в материале слова консультанта московской фирмы, реализующей интеллектуальную систему безопасности, которой пользуется ГИБДД.

По мнению специалиста, систему видеонаблюдения в метро необходимо дополнить интеллектуальными детекторами.

"Например, детектором лица, если нам нужно вычленить из толпы конкретного индивидуума, или детектором нестандартного поведения. В этом случае система сама зафиксирует человека, совершающего нестандартные действия, к примеру, бегущего в противоположную сторону по отношению к толпе", - пояснил эксперт.

"Есть у нас и детектор оставленных предметов. Он может зафиксировать чемодан, рюкзак или даже человека, которые очень долго и подозрительно находятся на одном месте, словно дожидаясь своего часа", - рассказал специалист.

По информации издания, "умный" прибор для обеспечения безопасности подземки разработан и в зеленоградском научно-промышленном комплексе "Технологический центр". Устройство называется автоматизированный контролер психоэмоционального состояния человека.

"Принцип действия заключается в следующем: специальная видеокамера высокого разрешения вычленяет из толпы подозрительного человека по микродвижениям зрачков, которые всегда выдают возбужденное, агрессивное или заторможенное состояние человека. Затем этого пассажира приглашают на дополнительный "осмотр" к аппарату, фиксирующему микроволны, исходящие от тела", - поясняет газета.

Однако здесь есть одно "но" - система предназначена для пропуска каждого пассажира отдельно.

"Дорогостоящую видеокамеру не установишь напротив каждого турникета. Пассажирам придется занимать очередь, чтобы подмигнуть "всевидящему оку". Конечно, это существенно снизило бы темп передвижения людей, но они, похоже, сейчас на все согласны ради безопасности", - отмечает "МК".

Еще одна разработка ученых, которая также может использоваться для обеспечения безопасности метрополитена, - это электронный "нос".

"У нас есть прибор, заменяющий собачий нос. Если вмонтировать его в турникет, то он незаметно "обнюхивал" бы каждого проходящего. Точнее, определял исходящие от него и его багажа ионы тех или иных веществ, включая взрывчатку, наркотики, горючее. Информация тут же поступала бы на пульт дежурного, и он мог бы давать команду милиционерам на задержание подозрительного пассажира", - сообщили изданию на одном из питерских научных предприятий, которое занимается разработкой этого прибора.

"Если хотя бы один из вышеперечисленных приборов и устройств использовался бы в подземке Москвы, возможно, страшные взрывы удалось бы предотвратить", - заключает газета.